Нео учится летать. Ученые, кажется, смогли 'загрузить' в мозг знания - почти как в 'Матрице'
HRL Laboratories - исследовательский центр, расположенный в Малибу, штат Калифорния. Больше 50 лет назад в HRL построили первый в мире работающий лазер. Позднее ученые из центра работали над атомными часами и ионным двигателем, а в 2011-м выпустили самый легкий в мире металл.
О своем новом достижении HRL Laboratories рассказал еще 10 февраля, но поначалу оно оставалось практически незамеченным. В конце месяца на него обратили внимание крупные СМИ - The Daily Telegraph и TechCrunch.
Ученые проводили свое исследование на конкретной задаче - обучении управлению самолетом. Сначала они считали данные о мозговой деятельности шести профессиональных пилотов, пока те «летали» на реалистичном авиасимуляторе.
Затем на испытуемых, которые самолетами управлять не умеют, надели шапочки с электродами. Через них они стимулировали мозг каждого участника эксперимента током, пытаясь добиться, чтобы он работал так же, как у профессионального пилота.
После этого испытуемые учились сажать самолет на симуляторе. Для контроля использовалась вторая группа участников, которые тоже думали, что их мозг стимулируют, но в действительности этого не происходило.
Исследование показало, что люди, на чей мозг подавали «профессиональный» сигнал, научились сажать самолет на 33% лучше, чем те, чей мозг не стимулировали.
Мэтью Филипс, руководитель группы, которая проводила это исследование, полагает, что в будущем стимулирование мозга позволит распространить практику ускоренного обучения. По его словам, эту методику можно использовать для занятий иностранными языками, подготовки к экзаменам и обучения вождению.
Изучена реакция на телепортацию головного мозга человека
Филипс утверждает, что их система - одна из первых в своем роде. Вместе с тем, отмечает ученый, сама методика стимулирования мозга электрическими сигналами используется давно - четыре тысячи лет назад древние египтяне боролись с болью, прикладывая к голове электрических рыб. Впрочем, научные исследования в этой сфере начались только в 2000-х.
«Когда ты чему-то учишься, твой мозг физически меняется. В ходе процесса, который называется нейропластичностью, создаются и укрепляются связи, - объясняет Филипс. - Наша система целенаправленно меняет определенные участки мозга в процессе вашего обучения».
Просто «загрузить» знания в мозг нельзя - учиться все равно придется. Но методика, предложенная HRL Laboratories, позволит заметно упростить этот процесс. Правда, до ее реального применения пока далеко: ученые отмечают, что для этого нужно замерить и записать все изменения, которые возникают в мозгу человека во время приобретения того или иного навыка, а также выяснить, какие участки мозга, как и на протяжении какого времени нужно стимулировать, чтобы достичь максимального эффекта.